Физическое воспитание и психотерапевтическая интервенция
Физическое воспитание и психотерапевтическая интервенция
Статья посвящена обрисовке возможных путей взаимодействия физического воспитания и психотерапевтических интервенций. Авторы отмечают, что эти области образования должны не только быть включенными в образовательных стандартов, но их сотрудничество является необходимым условием для развития генерации здоровых и гармонично развитых личностей.
Никто не будет отрицать того факта, что современное человечество в целом и общество в частности, требуют гармоничного развития в следующих этапов своего развития. Гармоничное развитие общества обеспечивается наличием в нем критической массы гармонично развитых, психологически и физически здоровых лиц и наличием у них возможностей для реализации собственного потенциала (не ограничивая его пределами той или иной отрасли, например, физики, химии или общественных наук).
Собственно, мы подошли к осознанию того, что любой общественный прогресс требует и основывается на развитии отдельных личностей, из которых оно состоит.
Именно гармоничное и полноценное развитие отдельных личностей, составляющих социум, находится на пересечении актуальных задач большинства общественных наук, ведь мы не сможем выстроить гражданское общество, если каждый отдельный гражданин этой сообщества не будет осведомленным о своих правах, а не осознавать своих потребностей и не найдут готов принимать и уважать интересы или потребности других людей; мы не сможем реформировать собственное общество, если не осознавать пути внедрения этих изменений и тем более не реформировать самих себя.
Изложение основного материала. Итак, первоочередной целью любого учебного заведения или воспитательного мероприятия является формирование новой генерации, которая будет идеально приспособленной к вызовам настоящего и будущего. Именно те тенденции становления личности, заставило нас в корне пересмотреть следующее поколение, под кодовым названием «индиго» и поставили именно гармоничное развитие человеческой личности на первое место. А готовиться к внедрению этих реформ и изменений нужно в режиме реального времени и желательно на всех фронтах.
До недавнего времени, большинство научных исследований и публикаций касались приспособления и совершенствования отдельных свойств и характеристик личности или частичных параметров ее деятельности и жизненной реализации.
Мы хотели изменять или совершенствовать отдельные этапы становления и воспитания личности и за этими деталями теряли целостную картину человеческой личности
Так, например, предлагали улучшить преподавание тех или иных дисциплин, или усовершенствовать индивидуальный подход привлекать влияние семьи или вообще традиционного воспитания, общественной культуры и традиций.
В конце концов, в психологических исследованиях мы пытались достичь равновесия между различными составляющими отдельно взятой целевой аудитории того или иного типа воздействия, или как полярный вариант — призывы бросить все силы и усилия для максимального развития талантов, одаренности, интеллектуального уровня или реализации жизненного личностного потенциала.
О сочетании различных отраслей воспитания и образования в целостную и полную смысла форму развития адекватных и целостных личностей речь не идет.
Собственно это статья посвящена начертанию возможных путей взаимодействия и взаимного использования преимуществ двух направлений личностного развития, которые долгое время находились на периферии научных исследований и практического внедрения, а потому использовались на формализованном уровне.
Мы попробуем рассмотреть необходимость и преимущества использования элементов физического воспитания в процессе осуществления психотерапевтической интервенции
А также элементы психотерапии, которые могут подниматься на поверхность во время занятий по физическому воспитанию.
Сегодня физическое воспитание сводится к списку стандартных норм по выполнению физических упражнений и нормативов, которые не учитывают психологических аспектов, по крайней мере надлежащего мотивирования людей выполнять физические упражнения профилактически, а не прибегать к ним в качестве вспомогательного средства при лечении приобретенных заболеваний.
На уроках или занятиях, человеку говорят о том, что следует соблюдать правила здорового образа жизни, и среди них также того, что движение — это жизнь, но редко говорят о том, зачем ей это нужно. Собственно за счет этого физическое воспитание стало или первой ступенькой к профессиональному спорту, или как средство времяпрепровождения или формирования «совершенных» форм.
Мы сначала не включаем образ физического «Я» в концептуальную и смыслообразующий схему личности (по крайней мере на сензитивного периоде), а затем удивляемся тому, что человек не готов работать с собственным телом, или, что еще хуже, начинает «войну» с ним.
Подобная ситуация сложилась и с психотерапией, как длительный процесс взаимодействия, целью которой является приобретение психологического, или душевного здоровья, так и частичными случаями психотерапевтических интервенций (как различных по типу или продолжительности вмешательств в сферу индивидуальной психики) целью которых является не только обобщенное приобретение психологического здоровья, но и совершенствования отдельных психических состояний и свойств личности, или адаптация отдельной человеческой личности в условиях ее существования.
Собственно большинство современных психотерапевтических интервенций видит в целостности и осознании собственной уникальности каждой отдельной человеком, по ним обратилась, свою первоочередную задачу.
Согласно определению психотерапевтического процесса и отдельных интервенций, сформулированного Виктором Эмилем Франклом в его работе «Основы логотерапии», психотерапия должна касаться всей человеческой личности во всей полноте ее проявлений и со всеми составляющими; ведь если мы подходим к человеку только как к неисправному механизма и не обращаем на закономерности и сформированы опытом его жизни и становления особенности взаимосвязей между составляющими его личности, мы быстрее и с большей уверенностью нарушим призыв Гиппократа: «Nolito nocere», ведь навредим человеку на пути обретения и реализации уникального смысла его жизни.
С другой стороны, и психотерапия, которая имеет целью реализацию человеком своей уникальности во всей ее полноте, ни в коем случае не должна ставить своей промежуточной целью достижения гомеостаза, как точки полного уравновешивания всех жизненных стремлений и потребностей. Так уж Курт Гольдштейн удалось доказать, что принцип «tension reduction» / «уменьшение напряжения» чрезвычайно патологическим, ведь для человека гораздо важнее выдерживать напряжения и стремиться к злийснення ценностей, а не избегать их любой ценой.
Поэтому Виктор Франкл утверждает, что пребывание в полярном поле напряжения между бытием и обязательным, войти в мир смысла и ценностей, быть востребованным ними — вот что является существенным признаком человеческого бытия.
Поскольку бегство от этих требований является признаком невротического существования, то задачей любой психотерапевтической интервенции является энергичные действия по противостоянию таком типично невротическом есканизму, а следовательно если мы говорим о формировании гармоничной и здоровой, во всей совокупности проявлений, личностей, то не имеем права не использовать всех возможных проявлений человеческой деятельности, потенциально психотерапевтическими.
Нуждаемся не только в признании потенциальной психокорекцийности спортивной деятельности, но и совершенствования диагностической составляющей физического воспитания.
А именно осознание и практическая реализация скоординированности психического и физического не только в отдельной личности, но и в процессе подготовки тренерского и преподавательского состава, не только на уровне базовых знаний о строении психики или определенных возрастных особенностей формирования личности, как правило, излагаются в течение семестра в дисциплинах «Общая психология» и «Возрастная психология».
Будущие тренеры и преподаватели физического воспитания требуют собственного терапевтического опыта и значительных диагностических навыков, чтобы определить не только конституционные особенности своих учеников, но и суметь определить телесные зажимы и психологическую проблематику, которая привела к их образования.
Также требуем тесного сотрудничества между тренерским и преподавательским составом и психодиагност и консультантами. Ведь тренировки могут обеспечить консультанта или диагностика той информацией об уровне нескоординированности физического и психического, те особенности телесного панциря, которые почти невозможно получить при обычных (психосоматической), ограниченной в движении консультативной сессии. Так сможем способствовать расширению сферы личностного самовыражения.
Александр Лоуэн отмечал, что у многих людей самовыражения занимает лишь небольшую часть их жизни: как правило, это их работа или бизнес.
Но даже в этих сильно ограниченных и зауженные пределах самовыражения будет чрезвычайно ограниченным, если человек будет работать принудительно или механически. Самовыражение является единственным путем для реализации самости.
Самость — является преимущественно телесным явлением, а потому самовыражения является путем выражения чувств. Глубокое чувство — чувство любви, но и остальные чувств, будучи частью самости могут адекватно выражаться только здоровой личностью.
На самом деле диапазон чувств, которые может выразить человек, определяет широту его личности.
Хорошо известно, что человек, находящийся в депрессии, закрыта и высвобождения любых чувств, как печаль или гнев, которые могут выражаться плачем — заметим, что только вовремя выражены чувства выражаются в естественный способ, отложенные в своем выражении чувства требуют значительных усилий и специальных упражнений, направленных на преодоление телесных зажимов.
Поэтому выражаться только после длительной подготовки и вполне возможно что в неадекватный способ — с помощью ударов или иные физических действий производит немедленный и положительное влияние на лечение депрессии. Своеобразными каналами для обнаружения чувств служат голос, движения тела и глаза. Тусклый взгляд, вялый голос и слабая подвижность свидетельствуют о перекрыты каналы, а следовательно и о том, что человек находится в депрессии.
Понятно, что определение степени самовыражения, скоординированности физического и психического, особенностей телесного панциря или зажимов потребует значительного времени, ведь в течение одного урока, продолжительностью 45 минут трудно даже как следует запомнить имена учеников, но, заметим, что только систематическая и профессиональная труд не просто сдать нормативы, но и помочь личностному становлению.