Проблема физической подготовки детей среднего дошкольного возраста
Проблема физической подготовки детей среднего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема физической подготовки детей среднего дошкольного возраста как предпосылки формирования образа здоровой жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Проблема данной работы относится к общенаучной проблемы морфофункциональных резервов адаптации человека к условиям деятельности. Физическое развитие, физическая подготовка и культура — важные компоненты образа здоровой жизни каждого ребенка, является важной составляющей экономического потенциала государства и генофонда нации.
Функция физического воспитания, которая заключается в укреплении здоровья и физическом совершенствовании детей, имеет не просто биологическое значение. Она существенно сказывается и на развитии таких процессов у детей, как внимание, восприятие, ощущение, мышление, память, переработка и мобилизация информации, усвоения знаний, разностороннее изучение окружающей природы и самого себя. В формировании образа здоровой жизни детей надо помнить об общем рациональный режим, правильную организацию питания, сна, закаливание.
Однако физические упражнения хотя и не единственный, но ведущий фактор, который влияет на организм в сложном процессе физического воспитания. Поэтому изучение дошкольного периода развития ребенка является весьма актуальным и в определенной степени восполняет белые пятна в изучении физического развития человека, роли физической подготовки в формировании образа здоровой жизни подрастающего поколения, является важным для обоснования профилактических мероприятий и укрепления здоровья детей.
Цель работы — изучить особенности физической подготовки детей среднего дошкольного возраста как предпосылки формирования образа здоровой жизни и возможности корректировки ее средствами физического воспитания в условиях детского сада и семьи.
Задачи исследования:
1) изучить состояние вопроса в литературе и практике;
2) выявить особенности физической подготовки детей среднего дошкольного возраста и необходимость и возможности ее корректировки;
3) разработать общие рекомендации по коррекции физической подготовки ослабленных и педагогически запущенных детей.
Нами изучались состояние и особенности физической подготовки (как одного из компонентов здоровья) детей второй средней группы (возраст 4 года, академические группы) дошкольного учебного заведения в рамках внеочередного контрольного среза определенных показателей. Все обследованные дети отнесены (по данным медицинских карт) к основной группе по физической культуре. Росто-массовые соотношения были в пределах среднестатистической возрастной нормы. На момент исследования дети, принимавшие участие в метрологическом тестировании, были практически здоровы.
Результаты тестирования, приведенные ниже в таблице, были в пределах возрастной нормы, но не по всем показателям и не у всех детей. Наблюдались существенные индивидуальные различия. Сравнение с возрастными нормативами выявило детей с неодинаковыми уровнями физической подготовленности по разным тестам.
Среди исследованных нами были выявлены: с хорошей физической подготовленностью 4 детей (примерно 17,5%), с удовлетворительной — 9 (примерно 39%), с неудовлетворительной — 10 (примерно 43,5%). Как видим, в целом результат, удовлетворительное, однако настораживает относительно значительная доля неудовлетворительно физически подготовленных детей. Это указывает на необходимость большего внимания к ослабленным и педагогически запущенных детей со стороны родителей, воспитателей, инструктора физической культуры, необходимость дополнительных занятий (в том числе и индивидуальных) в детском саду и в семье, на необходимость формирования у детей образа здоровой жизни и адекватной мотивации к занятиям физической культурой (программных и самостоятельных).
Группа в целом имеет полностью приличные результаты — оценка удовлетворительная с небольшим минусом
Это может означать, что у группы среднего дошкольного возраста приходят дети, большинство которых имеет хорошее физическое развитие и достаточно развитые двигательные качества, что означает удовлетворительное состояние здоровья. Впереди у них обучение и воспитание в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе. Важно не только не потерять имеющийся потенциал физического развития и физической подготовленности, но и развить его до уровня, который определяют условия обучения и воспитания в детском саду и школе.
Здоровый ребенок (физически развита и подготовлена) имеет больше шансов на успешную адаптацию к условиям школы
Для нее это будет означать преодолеть критический период с меньшей «ценой адаптации» (вжиться в новый коллектив, привыкнуть к новым учителей, требований распорядка дня, своеобразного режима труда и отдыха и др.) И успешно продвигаться по тернистом пути обучения и воспитания к определенной цели, чувствуя себя более-менее комфортно в меняющихся условиях среды, исповедуя принципы образа здоровой жизни.
Для части детей неудовлетворительные результаты по отдельным основных движениях или в целом могут означать ослабленное здоровье (недостаточный уровень жизнеспособности), отсутствие необходимых навыков (техники выполнения основных движений при достаточном возрастном развитии двигательных качеств) по причине педагогической запущенности (в первую очередь в семь » и). И то, и другое является сигналом тревоги и требует немедленного вмешательства с целью коррекции физического развития и физической подготовки (как предпосылки формирования образа здоровой жизни) всех лиц, причастных к физическому воспитанию указанных детей (родителей, воспитателей, инструктора физической культуры и, конечно, самих детей).
Таким образом, более половины обследованных детей среднего дошкольного возраста имеют практически удовлетворительный уровень физической подготовки, что может свидетельствовать о нормальном их здоровья как для нынешних условий жизни в городе. Обнаруженные дети с недостаточным уровнем физической подготовки отнесены нами к ослабленным и педагогически запущенных.
Понятно, что они нуждаются в несколько большего внимания и индивидуальных занятий, в том числе по физической культуре, для своевременной социализации, становления и дальнейшей адаптации к условиям обучения и воспитания в детском саду и школе. Стоит сосредоточить свои усилия и родителям, и воспитателям вместе с инструктором физической культуры на формировании образа здоровой жизни у детей дошкольного возраста, на формировании адекватной мотивации к занятиям физической культурой, на внедрении в учебно-воспитательный процесс развивающей педагогики оздоровления и рекреационно-реабилитационных технологий.
Выводы
1. Изучен состояние вопроса о физическом развитии и физической подготовке детей среднего дошкольного возраста как предпосылки формирования образа здоровой жизни в литературе и практике. Выявлено, что здоровые дети и те, что пытаются быть (стать) здоровыми, исповедуют образ здоровой жизни, успешно усваивают учебную программу, чувствуют себя более-менее комфортно в коллективе детского сада, продолжают успешно развиваться под педагогическим влиянием физических упражнений, проявляют хорошую физическую активность и охотно занимаются физической культурой. Приспособления к изменяющимся экологических условий среды (в том числе и информационного образовательно воспитательного) осуществляется у них с меньшей «ценой адаптации» и относительно быстрыми темпами, чему способствует приобретенная в процессе физического воспитания надежность соответствующих физиологических систем и организма как целого. Важное значение для формирования функциональной системы образа здоровой жизни как мировоззренческой концепции и руководства к действию имеет состояние и особенности физической подготовки детей дошкольного возраста.
2. Выявленные особенности физической подготовки детей среднего дошкольного возраста в процессе внеочередного контрольного тестирования выполнения определенного набора физических упражнений (так называемых основных движений), доступных для условий дошкольного учебного заведения. Эти особенности могут играть как положительную, так и отрицательную роль в адаптации детей к условиям обучения и физического воспитания в дошкольном учебном заведении и позже в школе. Особенности физической подготовки, которые характерны для ослабленных и педагогически запущенных детей, нуждающихся обоснованной, своевременной и упорной коррекции с помощью оздоровительных средств физической культуры.
3. Разработаны общие рекомендации по корректировке физической подготовленности как предпосылки формирования образа здоровой жизни ослабленных и педагогически запущенных детей, адресованные начинающим инструкторам физической культуры, воспитателям и родителям.
Рекомендации
1. Следует обеспечить систематический мониторинг показателей физического развития и физической подготовки детей среднего дошкольного возраста с целью получения оперативной информации для формирования образа здоровой жизни и управления адаптацией к условиям обучения и воспитания. Вовремя совместный информацией с родителями и воспитателями.
2. Следует сформировать у детей представления и знания об образе здоровой жизни как мировоззренческую позицию личности и руководство к действию в нынешних экологических условиях природной и социальной среды.
3. Активно развивайте физические навыки и двигательные качества детей среднего дошкольного возраста, учитывая общие и индивидуальные особенности онтогенеза, не игнорируйте сенситивные периоды развития определенных признаков организма и не допускайте дефицита внимания в отношении конкретных детей.
4. Используйте богатый арсенал оздоровительно-воспитательных средств физической культуры для своевременной коррекции физического развития и физической подготовки ослабленных и педагогически запущенных детей. Разработайте методические материалы и нестандартное оборудование для обеспечения и активизации оздоровительной работы с выявленными ослабленными детьми.
5. Формируйте стиль здоровой жизни детей дошкольного возраста, положительно влиять на их психическое развитие и здоровье, должным образом обеспечивая успешность адаптации к условиям обучения и физического воспитания в детском саду, семье и школе.