Планирование и организация работы детского туризма в условиях современного дошкольного учреждения
Планирование и организация работы детского туризма в условиях современного дошкольного учреждения
В статье рассмотрены и охарактеризованы вопросы планирования и организации работы с детского туризма в условиях современного дошкольного учреждения. Автором предложено практические разработки и материалы по организации туристического похода, выделены этапы подготовки к туристической деятельности со стороны педагогического коллектива, определены направления сотрудничества педагогика-дошкольников и преподавателей вузов.
Постановка проблемы. Формирование, укрепление и восстановление здоровья подрастающего поколения, сохранение будущего нации — одна из основных задач государства. Особенно актуальным он является в отношении детей дошкольного возраста, поскольку негативное экологическое воздействие окружающей среды, неэффективность системы здравоохранения, снижения жизненного уровня подавляющего большинства семей привели к ухудшению здоровья людей с самого рождения.
Сегодня как никогда остро стоит проблема переориентации содержания образования в сторону оздоровления детей, создание условий для полноценного, всестороннего развития личности.
Способствовать решению этой проблемы на уровне дошкольных учебных заведений может рациональная организация системы физического воспитания, в том числе использование детского туризма.
Задача данного исследования заключается в изучении и теоретическом обосновании условий и аспектов планирования и организации туристической деятельности дошкольников.
Туризм как нетрадиционная форма отдыха и оздоровления формирования жизненной компетентности получил сегодня широкое распространение. Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой вид детского туризма. В походах и переходах, как правило, комплексно реализуются экологические, краеведческие, тренировочные, оздоровительные и собственно туристические задачи.
Задача оздоровления в туристических походах решаются через правильное построение распорядка дня, рационально организованное прохождение маршрута с соблюдением оптимального чередования физической нагрузки и активного отдыха, целесообразно использование влияния природных факторов на все системы организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены.
Детский туризм позволяет не только корректировать развитие двигательной сферы дошкольников
Но и формировать их личностные качества, в частности способствует формированию способности прогнозировать результаты своей деятельности и поведения, создает условия для развития стремление познать окружающий мир, самих себя, свои возможности. Таким образом, туризм как форма работы состоит из трех важных аспектов: оздоровительного, воспитательного и познавательного.
Выделяем следующие формы и виды туристической деятельности, как пешеходные переходы, прогулки-походы, экскурсии, целевые прогулки, походы выходного дня вместе с родителями и тому подобное.
Во время которых дети знакомятся с правилами поведения в природе, на маршруте, приобретают начальные навыки ориентирования на местности, овладевают основные элементы техники туризма, осваивают основы топографии (план, карта местности, изучают условные знаки на карте, составляют план спортзалы, групповой комнаты, территории детского сада заведение и т.п., участвующих в играх-поисках, где необходимо умение читать и чертить планы и карты местности).
Определяют два этапа организации и проведения туристических походов и праздников. А именно:
— Этап 1 (подготовительный) — во время которого с детьми проводят предварительные беседы, тематические занятия, разработку маршрутов для каждой группы и прочее.
— Этап 2 (основной) — организация и проведение праздника с участием сказочных персонажей, с использованием игровых атрибутов.
По нашему мнению можно выделить большее количество этапов учитывая цель каждого. Задача первого — подготовительного этапа, заключается в детальном планировании и разработке маршрута для каждой возрастной категории с местами остановок и содержанием деятельности на них; в определении требований к одежде и обуви, туристского снаряжения и физкультурного оборудования, необходимых для проведения мероприятия, учитывая время года.
Второй этап — организационный, включает в себя проведение предварительных бесед с родителями и дошкольниками, различных конкурсов рисунков на туристскую тематику, краеведческих занятий, экологических проектов. Вместе с воспитателями, во время трудовой деятельности изготавливаются маршрутные ленты и карты. На занятиях по физическому воспитанию необходимо провести игры-упражнения с приемами страховки и самостраховки.
Основной этап — это, собственно, этап проведения туристического похода, результат и эффективность которого зависит от двух предыдущих.
И следующий, итоговый, это этап презентации мероприятия малышам, родителям, коллегам, оформление стендов и стенгазет и тому подобное.
Программа похода, как правило, включает: выполнение различных задач по дороге; преодоление полосы препятствий; развертывания и свертывания бивака; театрализованные игры, пение, хороводы; туристический обед; отдых; различные конкурсы и соревнования и тому подобное.
Известно, что однообразные тренировки с любого вида спорта приводят к быстрой физической и психической усталости спортсменов. Туризм является одной из наиболее интересных форм организации оздоровления и физического воспитания именно благодаря разнообразию походов, соревнований, слетов, положительном эмоциональном восприятию природы на маршрутах.
Специальные упражнения помогают отрабатывать технические и тактические приемы, развивать необходимые физические качества в непринужденной обстановке.
Необходимые в туристическом походе умения и навыки установки бивака, составление рюкзака, разложения костра, передвижение на местности, преодоление препятствий, оказание первой медицинской помощи, педагоги заведения предлагают приобретать в условиях занятий по физическому воспитанию и развлечениях в спортивном зале и под открытым небом. Предлагаем перечень некоторых мерах данной программы (осень-зима).
Условия проведения каждого мероприятия изложены в «Положении об организации и проведении туристического праздника (похода)». К организации и проведению туристических походов и праздников необходимо привлекать родителей, специалистов туристических клубов, учителей СОШ, преподавателей физического воспитания и тому подобное.
Детский туризм — не только надежный способ физического развития и оздоровления дошкольников, но и в сочетании с краеведением
Прекрасная возможность для закрепления знаний об истории и природные особенности местности, проведение природоохранной работы. Рекомендуем проводить экскурсии и целевые прогулки по соответствующей тематике: военно-исторической, краеведческой, природоведческого, художественной и тому подобное.
Итак, туристско краеведческая деятельность в дошкольных учебных заведениях — не только интересная форма организации досуга детей, но и эффективный способ решения физкультурно-оздоровительных, природоохранных, познавательных и экологических задач воспитания. Пешие переходы с детьми 5-6 лет необходимо проводить на расстояние 3-4,5 км, продолжительностью 1:00.